В беседе с координатором программ фонда «Рестарт» были затронуты политические события 2025 года, изменения в сфере безопасности Армении, диверсификации внешней политики и состояние демократии.
Отмечается, что в течение 2025 года атмосфера вокруг Армении кардинально изменилась. Если в начале года существовало ощущение неизбежности войны, то к концу года повестка дня сместилась в другую плоскость.
«В начале 25 года все участники как внутриполитического поля, так и, казалось бы, внешние игроки понимали, что нападение на Армению произойдет. Соглашения от 8 августа, по сути, предотвратили эту крупную угрозу, которая существовала в контексте 25 года. Сегодня весь наш политический дискурс диаметрально противоположен на 180 градусов. То есть, если в начале 25 года мы обсуждали, как будем противостоять очередной военной угрозе со стороны Азербайджана, то сегодня, например, обсуждаем, правильно ли в этих условиях импортировать бензин из Азербайджана, токсичен он или нет, пшеницу и так далее».
По словам собеседника, это мир, который предотвращает крупный военный конфликт, хотя военное и экономическое соперничество между Арменией и Азербайджаном не прекратилось. Подчеркивается, что для Армении жизненно важно снизить зависимость от одного центра — России, поскольку прежняя модель безопасности потерпела неудачу.
«Для Армении в данный момент выгодно зафиксироваться на позитивных тенденциях, делать домашнюю работу, потому что без внутренней устойчивости Армении, очевидно, мир невозможен. Мы не можем повторять те же ошибки, которые совершили до 2020 года… Сейчас мы не можем совершить ту же ошибку: мы не можем сказать, что у нас уже есть предварительно согласованный договор о мире, мы не должны говорить о наших зависимостях, мы не должны иметь диверсифицированные отношения».
Говоря о роли России, он отмечает: «России выгодно вовлекать Армению в конкретные такие проекты, которые, очевидно, в данный момент не находятся в сфере её силового влияния. Совершенно очевидно, что России сейчас предстоит встать перед дилеммой: либо делать инвестиции, которые в данный момент в краткосрочной перспективе не принесут ей этой выгоды…, либо отказаться и позволить Армении диверсифицировать и эту сферу».
Подчеркивается важность диверсификации энергетического сектора как фактора укрепления суверенитета.
«Здесь важно понять, каким в конечном итоге будет окончательное решение Армении (по вопросу новой атомной станции). Зависимость от одного центра оценивается не коэффициентами экономической эффективности, её также необходимо рассматривать с точки зрения уязвимости. Возможно, российская пшеница самая дешёвая, но означает ли это, что нужно иметь 100-процентную зависимость от России. Потому что зависимость от одного центра оценивается не коэффициентами экономической эффективности, её также необходимо рассматривать с точки зрения уязвимости».
Касаясь состояния демократии в стране, собеседник констатирует наличие регресса.
«Да, если смотреть в разрезе лет, регресс демократии очевиден. То есть мы видим новые практики, которых не было в 2021, 22 годах, но которые есть в 24 и 25 годах. Мы видим различные проявления коррупции на разных уровнях… Начиная, например, с АНИФ, где мы видим коррупционные проявления со стороны высшего должностного лица исполнительной власти высшего уровня, мы видим это даже на уровне ТИМ… Но число 37 не является окончательным… Здесь самое важное, что я для себя зафиксировал, это, с одной стороны, критиковать демократический регресс, а с другой — не позволять, чтобы, особенно нарративы внешнего влияния или любое внешнее вмешательство, осуществля
























































































































































































































































































































































































































