5 февраля 2026 года

Запись в Facebook: «Страх и дрожь Центрального банка.
Центральный банк решил ограничить максимальные размеры комиссий, взимаемых за платежи банковскими картами (безналичные).
С 1 марта комиссия в среднем сократится почти вдвое: для карт Arca составит 0,5%, для международных карт — 0,9%.
Об этом сообщил председатель Центрального банка.
Этому должностному лицу зададим несколько вопросов.

Почему вы не обратили внимание на другие банковские тарифы, которые выросли на 600–900% после появления релокантов в Армении в результате российско-украинского конфликта?
2. Почему вы не реагируете на факты картельных соглашений между банками, о которых все, включая вас, знают?
Хотя шаг Центрального банка по ограничению комиссий за безналичные платежи является частичным положительным сдвигом для малого бизнеса, он действительно не решает проблему удорожания других банковских услуг.

Вот несколько наблюдений о том, почему сложилась эта ситуация и почему ЦБ медлит с другими вопросами.
1. Рыночная логика или «Оппортунизм»?
Большой приток (релоканты, капитал), пришедший в Армению после российско-украинского конфликта, создал для банков возможность получения сверхприбылей. Резкое повышение тарифов банки часто обосновывают управлением рисками и дополнительными расходами, необходимыми для того, чтобы не попасть под международные санкции. Однако фактически это стало дополнительным бременем именно для местного потребителя.
2.
ЦБ обычно избегает прямого регулирования тарифов, руководствуясь принципом «свободного рынка». Они вмешиваются только тогда, когда якобы видят системную опасность или когда проблема становится политической повесткой дня (как это было в случае с безналичными платежами).
* Тариф на безналичные платежи был снижен, потому что это государственная стратегия по борьбе с теневым сектором.
* Высокие цены на обслуживание счетов и переводы по-прежнему рассматриваются как внутренняя ценовая политика банков.
3. Подозрение в «картельных» соглашениях

Основным ответственным за упомянутые «тёмные договорённости» является не только ЦБ, но и Комиссия по защите конкуренции. Если все банки одновременно и в одинаковой степени повышают цены на услуги, это явный сигнал антиконкурентного сговора, который должен стать предметом расследования.
В чём проблема для экономики?
Когда процент за безналичный платеж снижается, но вместо этого дорожает обналичивание или обслуживание счёта, происходит «перемещение затрат». Банки пытаются компенсировать прибыль, потерянную в одном месте, повышенным тарифом в другом.
Важно: ожидаемое с 1 марта изменение поможет магазинам и точкам обслуживания меньше платить банку, но для обычного гражданина высокие проценты за переводы и обналичивание остаются нерешённым бременем. Всё это — ещё одно доказательство авторитарной модели в стране, когда Центральный банк давно уже не является независимым и дрожит от страха перед указаниями, ис