«По сравнению с предыдущими годами армяно-российские отношения в 2025 году можно охарактеризовать как относительно стабильные», — заявил российский аналитик, оценивая армяно-российские отношения и их перспективы в течение прошедшего года.

Он считает, что, как ни странно, большое влияние на эти отношения оказала политика ЕС. На этом фоне, по его оценке, армяно-российские отношения в определенной степени стабилизировались, а власти Армении заявили о сбалансированной внешней политике.

«Несмотря на это, сохранилось стремление властей Армении к членству в ЕС, что несовместимо с тесными отношениями с ЕАЭС и Россией. Однако возможности членства в ЕС крайне малы, поэтому у Армении нет больших возможностей разорвать связи с Россией. И по сути, в ситуации отсутствия серьезных перспектив с ЕС в армяно-российских отношениях наблюдалась стабильность, то есть были контакты, взаимные визиты — двусторонние, многосторонние. Сказать, что в этих отношениях был заметен высокий уровень доверия, было бы ошибкой, поскольку иногда были и жесткие заявления, что является показателем недостатка этого доверия», — сказал аналитик.

Он считает, что внешнеполитическая повестка интеграции с ЕС не может не отражаться на армяно-российских отношениях, а также на взаимодействии Армении с ЕАЭС.

«А причина очень проста: цель ЕС — не интеграция Армении, а ослабление России, снижение ее влияния, поэтому к концу года было зафиксировано существенное снижение товарооборота в армяно-российских отношениях.

В целом, в последние годы мы видим изменение армяно-российских отношений — политическая составляющая уменьшилась, а экономическое сотрудничество вышло на первый план, поэтому все сдвиги в отношениях видны по экономическим показателям. Эти показатели показали, что в ЕАЭС у Армении есть проблемы или нет тех преимуществ, что были ранее», — отметил аналитик.

По его словам, Россия и Иран в нескольких эпизодах активно вели переговоры и хотели продвинуть формат «3+3» в течение 2025 года.

«Мы видели, что эти усилия не принесли результата, вместо этого ЕС и США начали работать еще активнее на Южном Кавказе, формируя многосторонние платформы сотрудничества для продвижения проектов разблокирования. ЕС не внушает Армении надежд на членство, однако углубляет сотрудничество через программы поддержки, а также борется против российского влияния. Из заявлений становится ясно, что в 2026 году этот вопрос будет четко стоять в повестке ЕС. Следовательно, в целом в 2026 году мы также увидим аналогичные развития на Южном Кавказе: Запад захочет еще больше укрепиться, участвовать во всех транспортных проектах, а Россия и Иран будут пытаться своими шагами сбалансировать ситуацию», — отметил аналитик.