С высокой вероятностью Азербайджан отправил в Армению бензин, происходящий из третьей страны

Эксперт по энергетической безопасности написал:

«Несколько дней назад в Армению была импортирована первая партия бензина, отправленная из Азербайджана. При этом было объявлено, что импортирован высококачественный бензин марки АИ-95.

Рассмотрим эту экономическую акцию без геополитических измерений — сухими цифрами и фактами.

В Азербайджане действует Бакинский нефтеперерабатывающий завод имени Г. Алиева, введённый в эксплуатацию ещё в 1976 году, который периодически, почти раз в два года, останавливается для ремонта. А это означает, что:

а) Азербайджан также зависит от импорта нефтепродуктов, особенно автомобильного топлива,

б) не в состоянии полноценно развивать производство высокотехнологичного бензина марки АИ-95.

Чтобы обосновать эти предположения, обратимся к официальным цифрам.

В Азербайджане бензин марки АИ-95 начал производиться недавно — во второй половине 2024 года. Чтобы обеспечить его сбыт на внутреннем рынке, правительство специальным постановлением установило более низкую цену для обеспечения конкурентоспособности по отношению к импортному бензину.

Однако этот протекционистский метод совсем не помог, что было обусловлено в основном низким качеством производимого в Азербайджане АИ-95.

В результате, в январе-сентябре 2025 года Бакинский нефтеперерабатывающий завод произвёл на 45,02% меньше АИ-95, отдав предпочтение более низкокачественному АИ-92.

И самое главное — производство АИ-95 не включено в государственный бюджет Азербайджана на 2026 год. Производственный процесс дорог, а его сбыт на рынке требует специального государственного регулирования.

Докажем, что Азербайджан является импортёром бензина, что особенно касается АИ-95, 85-90% которого импортируется из России, Румынии и ОАЭ.

Таким образом, с высокой вероятностью Азербайджан отправил в Армению бензин, происходящий из третьей страны, через территорию Грузии. Тот самый бензин, который импортируется в Армению через Чёрное море или Верхний Ларс, а затем через грузинскую инфраструктуру.

Вот такие «экономические связи».