Обремененная государственным долгом в 7,5 миллиардов долларов администрация правящей партии теперь ищет способы искусственно снизить показатели долга и создать дополнительные возможности для взятия новых займов. Вместо того чтобы брать меньше кредитов или ускоренными темпами погашать существующие долги, облегчая бремя государственного долга, они готовятся исключить долг Центрального банка из показателей государственного долга и таким образом уменьшить его размер.

Обоснование заключается в том, что якобы долг Центрального банка не связан с государственным долгом. Все эти годы он существовал, а сейчас, когда государственный долг довели до чрезмерного увеличения, оказывается, что связи нет.

Есть она или нет – понять нетрудно. Центральный банк не действует вне государства, это государственная структура, выполняющая важные функции в стране, отвечает не только за инфляцию, но и обеспечивает финансовую стабильность страны. И если у него есть долги, они не могут не касаться государства. Завтра, если так получится, что Центральный банк, предположим, обанкротится или не сможет погасить долги, кто будет закрывать эти долги? Очевидно, что эти долги останутся на государстве, и именно от государства будут требовать их погашения.

Поскольку государство отвечает за деятельность любых государственных структур, следовательно, государство несет ответственность и за взятые ими обязательства.

Так что не нужно изобретать велосипед: как долги правительства, так и долги Центрального банка являются государственными долгами. Другое дело, что власти невыгодно так признавать. Поэтому они и решили, что долги Центрального банка нужно исключить из показателей государственного долга.

И поскольку на данный момент Центральный банк имеет долг в 522 миллиона долларов, государственный долг уменьшат на эту сумму.

Если сейчас государственный долг составляет 14,2 миллиарда долларов, то после этого искусственного преобразования и вмешательства он автоматически станет 13,6 миллиарда.

Внешне государственный долг уменьшится, но фактически останется прежним. От этого ни бремя государственного долга не уменьшится, ни сам долг. Просто правительство получит возможность показывать меньшие показатели государственного долга.

До сих пор государственный долг включал долги правительства и Центрального банка. Но в отличие от правительства, долги Центрального банка достаточно скромны. В основном они колебались в пределах 500-600 миллионов долларов. За последние 7 лет долги Центрального банка даже немного уменьшились. В то время как долги правительства росли астрономическими темпами. В результате усилилось давление на показатели долга. Поэтому решили исключить долги Центрального банка из государственного долга.

И чтобы все это не выглядело слишком кричащим, якобы по требованию международных финансовых организаций, собираются включить долги общин в показатели государственного долга.

Конечно, правильно, что муниципальные долги должны включаться в государственный долг. Они также входят в обязательства государства. Поэтому они не только должны включаться в показатели государственного долга, но и находиться под строгим контролем. Особенно в условиях, когда мы видим, какое большое пристрастие к долгам имеет не только правительство, но и мэрия Еревана и городские власти. На заемные средства покупают автобусы и показывают, что делают большое дело – обновляют городской транспорт. Теперь же готовятся приобрести на заемные средства 250 электрических автобусов, предварительная стоимость которых достигает почти 250 миллионов евро. И этого мало, на заемные средства намерены построить станцию метро. Снова речь идет о сотнях миллионов долларов.

Эти суммы останутся на государстве и не могут быть исключены из государственных