
Когда эффективность государственного управления измеряется не реализованными программами, а самопиаром чиновников, государство неминуемо столкнётся с кризисом управления. Экономическая политика не может опираться на красивые заявления и манипуляции цифрами, когда фактические результаты говорят о провале программ. В сфере туризма, как и во многих других, мы видим именно эту картину: провальные показатели, публичные заявления о «беспрецедентных» успехах и, что самое примечательное, крупные премии, полученные за это.
Согласно отчёту о выполнении государственного бюджета за девять месяцев 2025 года (это последняя официальная публикация), «Программа развития туризма», реализуемая под ответственность министерства экономики, была не выполнена на 83,4%. Это не просто сухая статистика, а откровенная оценка эффективности государственного управления. Невыполнение на 83,4% по сути означает, что программа практически не была реализована.
Причём речь идёт о достаточно крупной программе: на неё по госбюджету 2025 года было выделено 6,5 млрд драмов, из которых 5,6 млрд — за счёт кредитных программ Всемирного банка (ВБ). Правительство, фактически признав провал программы и зафиксировав в конце года, что мероприятие не удастся осуществить в течение 2025 года, решением от 18 декабря сократило часть выделенных на неё средств — 2,6 млрд драмов. Учитывая, что ВБ кредитует при условии, что часть общей стоимости программы (обычно 20%) софинансируется правительством, после сокращения финансирования часть средств, предназначенных для софинансирования правительством, «освободилась». Эти «освободившиеся» средства были перераспределены на другие программы, реализуемые под ответственность министерства экономики.
Тем не менее, несмотря на всё это, оказывается, что 2025 год стал годом «беспрецедентных успехов». Об этом заявил министр экономики, выступая 15 декабря 2025 года на ежегодном итоговом мероприятии Комитета по туризму. В частности, он сказал, что «год для туризма стал годом регулирования, стабилизации и прогресса».
Это заявление звучит особенно странно, когда мы фиксируем, что в течение того же года средства, выделяемые на денежное стимулирование и премирование сотрудников Комитета по туризму министерства экономики, которые по госбюджету 2025 года были запланированы в размере 21,5 млн драмов, в результате внутренних перераспределений в течение года составили 31,8 млн драмов, а уже 25 декабря 2025 года новым решением правительства сумма была увеличена ещё на 7 млн драмов.
Обычно премия выплачивается при обеспечении результата выше ожидаемого или как минимум на уровне ожиданий. Однако здесь мы видим обратную картину: крупная государственная программа имеет чрезвычайно высокий процент невыполнения, средства, предназначенные для неё, перераспределяются на другие направления, но при этом чиновники той же сферы получают премии почти вдвое больше запланированных. В этом случае закономерно возникает вопрос: неужели провал «Программы развития туризма» никак не помешал объявить 2025 год для туризма «годом регулирования, стабилизации и прогресса» и удвоению премиального фонда сотрудников комитета?
8 января 2026 года правительство также утвердило стратегическую программу развития туризма на 2026–2030 годы. Представляя программу на заседании правительства, министр экономики заявил, что «при надлежащей реализации стратегической программы к 203












































































































































































































































































































































