В интервью с министром образования, науки, культуры и спорта Республики Армения были затронуты вопросы финансирования науки, реформ в сфере общего образования, программы «Академический город», концепции «эстетического позиционирования и поддержки Реальной Армении» и другие связанные с отраслью темы.

Комментируя наблюдение о том, что государственное финансирование науки в 2026 году сократится по сравнению с 2025 годом, министр пояснил, что в финансировании науки значительную долю занимают также капитальные расходы и инфраструктура, в частности, в рамках программы «Академический город».

«Бюджет 2026 года может быть даже больше, чем в 2025 году. В перечне бюджетных приоритетов, помимо уже утверждённых статей, предусмотрено ещё более 7,4 миллиарда драмов на финансирование науки, и это означает, что в течение года, по мере необходимости, эти расходы также будут осуществлены», — отметил министр.

Он также сообщил, что в Ереванском государственном университете откроется Центр искусственного интеллекта, на который государство выделило более 3 миллиардов драмов.

Говоря о процессе добровольной аттестации учителей, было подчёркнуто, что аттестация проверяет предметные знания, и на данный момент каждый третий работающий в системе учитель уже аттестован.

Министр также коснулся международных оценок качества образования, отметив положительную динамику: «Результаты TIMSS 2023 года показывают, что да, у нас есть существенное улучшение. В частности, по направлению математики Армения набрала 513 баллов и уже находится в группе стран с показателями выше среднего. По естественным наукам также существенно снизился процент тех, кто не преодолевает минимальный порог».

Касаясь переименования предмета «История армян» в «Историю Армении» и шума вокруг учебников, министр отметил, что цель — формирование государственно-ориентированного мышления: «Историческая родина имеет очень важное значение для того, чтобы мы понимали, как обеспечить устойчивость Республики Армения. Если мы не изучили должным образом историческую родину и историю, а мы, простите, этого не сделали, мы изучали историю на уровне догм и стереотипов».

Ключевыми темами беседы были идеология «Реальной Армении» и её влияние на культуру и образование. На наблюдение о том, почему государство готово не финансировать такие культурные программы, которые пропагандируют «месть» или агитацию за войну, и не ведёт ли это к забвению национальной идентичности, министр ответил, что проблема заключается в формировании государственно-центрированного мышления.

«Задача государства — в первую очередь создавать инфраструктуру и среду, условия, чтобы происходило развитие человеческого капитала… Мы должны говорить не о важности того или иного, а о распределении ролей. Если мы говорим о логике финансирования со стороны государства, государство уже определяет приоритеты».
Отвечая на критику о том, что власть пытается «усыпить» общество ложным пацифизмом, министр возразил, что на самом деле происходит сложная трансформация.

«Нам всегда казалось, что патриотизм — это умереть за родину, но не учили, как жить ради родины. Мир — это про жизнь, и мы должны научиться жить, причём жить защищённо, безопасно, достойно, творчески».

По словам министра, государственное финансирование должно быть направлено не на инерционное восприятие прошлого, а на строительство будущего. Он подчеркнул, что «антигосударственная пропаганда» за счёт государства неприемлема.

«Считаете ли вы приемлемой антигосударственную пропаганду внутри государства? Конечно, нет. Как распознать антигосударственную пропаганду… Может ли